Апелляционный суд ЗКО поддержал адмсуд в обвинении редактора «УН» Т. Еслямовой в организации митинга 21 мая

Сегодня суд второй инстанции отклонил апелляционную жалобу редактора «Уральской недели» Тамары Еслямовой на решение административного суда Уральска, который 21 мая назвал журналиста организатором митинга против аренды земли иностранцами.

Никакого митинга, как известно, не было.

 «Материалы дела подтверждают вину Т. Еслямовой», — констатировала на заседании апелляционного суда сначала прокурор Джакутова, затем и судья областного суда Айгуль Маштакова.

На самом деле никакого «Дела» и нет. Все административное «Дело Еслямовой» уложилось в несколько страниц – это предостережение прокуратуры, которое редактор «Уральской недели» получила накануне известных событий за пост в Фейсбуке, где возмутилась давлением на общественность, которая высказалась по земельным поправкам, и процитировала Всемирную Декларацию прав человека. И два протокола полицейских, которые заявили, что слышали, как журналист Т. Еслямова 21 мая на центральной площади Уральска, около 11.00 дня агитировала людей митинговать против аренды земли иностранцами. Один из полицейских, правда, после суда подошел к редактору «УН» и извинился за лжесвидетельство в суде.

Но этот факт, при рассмотрении дела никого не заинтересовал, и, самое интересное — не смутил. Не было взято во внимание и заявление МВД РК о том, что 21 мая в Казахстане митингов-то не было. Или, например, официальные заявления, что массовые задержания журналистов в тот день – ошибка и виновные понесли наказание. Или о том, что «журналист- организатор митинга» имеет алиби: когда стражи порядка, прислушивались в сторонке к ее, якобы, агитации на площади имени Абая, она в машине, груженной саженцами, отправлялась на дачу — за город. Машину развернула, когда по WhatsApp получила сообщение – двоих сотрудников ее газеты задержали.

…Заседание апелляционного суда под председательством судьи Айгуль Маштаковой началось с выступления адвоката Еслямовой Светланы Уразалиевой.

IMAG1603

— Мы подготовили распечатку переписки по WhatsApp сотрудников редакции, которая подтверждает: во время, которое называют свидетели-полицейские моя подзащитная была на выезде из города. Это называется алиби, — сказала адвокат. — Никаких доказательств подготовки журналистом митинга суду не было представлено. Самого митинга вообще не было. Нет людей, которые были бы задержаны за участие в несуществующем митинге. Но есть свидетель – пенсионер Искак Азбергенов, который подтверждает: когда он увидел  Еслямову на площади, он попросил ее выслушать новости о своей судебной тяжбе.

Адвокат обратилась к судье с просьбой прекратить производство из-за отсутствия состава преступления.

— А вы обжаловали протокол полицейских?, – спросила прокурор Джакутова.

— Документы не обжалуются, мы обжаловали решение административного суда, — ответила адвокат.

— Ну, это ваше такое мнение.., — заметила прокурор и задала следующий вопрос: «Вы не согласны со статьей, по которой обвиняют Еслямову, а с какой статье вы бы согласились?».

IMAG1610

Адвокат немного оторопела от реплики прокурора и еще раз объяснила: «Мы говорим вообще об отсутствии состава преступления. Никаких доказательств, призывов со стороны моей подзащитной не зафиксировано. Самого митинга не было. Заявку на проведение митинг подавало ОО «Абырой», а не Еслямова. Нет ни одного участника митинга…».

— Уточните, какие есть доказательства, что во время, указанное полицейскими, Еслямовой на площади не было, — еще раз  попросила судья Маштакова.

IMAG1609

— Это подтверждается  временем переписки редакционной группы в WhatsApp и телефонными звонками, — ответила Уразалиева и еще раз обратилась к судье с просьбой  не политизировать это дело, а рассмотреть все по существу — то есть по Закону.

Судья реплику адвоката оставила без комментариев и дала слово Тамаре Еслямовой.

— Мы журналисты и не имеем права быть членами каких-либо организаций или лоббировать чью-то точку зрения, — объяснила суду Еслямова. – Наша позиция – стараться быть объективными. Было бы странно, если бы я занялась организацией митингов.

Редактор «Уральской недели» сообщила суду: 21 мая сотрудники газеты получили задание присутствовать на центральной площади города и сообщать обо всем, что там происходит. Сама редактор с утра поехала на новую площадь города – в 6-й микрорайон. Удостоверившись, что на площади нет митингующих, она сообщила об этом своим коллегам по WhatsApp,  затем заехала на рынок, закупила саженцы для посадки на даче и выехала за город.

— С какой все-таки целью вы пришли на площадь? – спросила судья.

IMAG1605

— Мне сообщили, что моих сотрудников задержали, и я развернула машину. Разве я могла после этого сообщения поехать и высаживать на даче саженцы? – ответила вопросом Тамара Еслямова. — На площади я пробыла буквально минут пять. За это время сделала фотоснимок, мне позвонил корреспондент  КазТАГа, остановил Искак Азбергенов. Затем я пошла в сторону улицы Октябрьская, через пару минут услышала крик: «Держи ее…».

Редактора «УН» задержали двое сотрудников полиции. Третий грубо подталкивал ее в спину, когда запихивал в патрульную машину.

В ДВД журналиста держали отдельно от всех остальных задержанных корреспондентов СМИ — более трех часов. Личные вещи: сотки и даже очки — все изъяли. Затем вечером, еще четыре часа держали в приемной административного суда. Все это время — без воды и еды.

Сотрудники «Уральской недели»  тщетно пытались выяснить — где находится их редактор? Но врали все. В ДВД отвечали, что всех журналистов «давно выпустили», в прокуратуре области тоже заверяли — в полиции нет задержанных журналистов…

— Я могла доказать еще 21 мая, в административном суде, что у меня алиби  —  я ехала в машине, почти уже за городом. Но даже когда шел суд, мне не вернули мои личные вещи, в том числе и сотовые телефоны, — говорила судье журналист.

Судья Айгуль Маштакова слушала внимательно.

— У вас журналистов задержали, а вы с Азбергеновым беседы вели.., — вдруг заметила судья, как будто не слышала всего, что говорилось прежде.

—  Я не могла отказать пожилому человеку — отвернуться и пройти мимо. Надо было выслушать.., – еще раз объяснила Тамара Еслямова.

— Вы ведь еще предостережение  перед этим получили от прокуратуры…, — напомнила Маштакова.

Предостережение было вручено Еслямовой в девять вечера 17 мая, для чего ее лично доставил в прокуратуру города начальник  местной полицейской службы административной полиции ДВД ЗКО Муслим Джардемов – сначала он заехал в редакцию, а потом и домой к редактору.

Еще раз напомним — официальное предостережение прокуратуры Уральска касалось поста редактора «Уральской недели» в Фейсбуке — она процитировала отрывок из Всемирной Декларации прав человека. Это было расценено как призыв к митингу.

— Да, я опубликовала часть текста Декларации прав человека о том, что каждый имеет право на свое мнение и на свободу слова, — ответила Еслямова.

— Вы обжаловали действия полицейских? – спросила судья, возвращаясь к моменту задержания.

— Да, я написала заявление в прокуратуру.

— Прошу учесть, у Еслямовой есть алиби. Полицейский, написавший рапорт о, якобы, ее призывах к митингу, отказался от своих слов, о чем свидетельствуют публикации в газете и на сайте «Уральской недели». Их никто не опротестовал, — еще раз напомнила адвокат Светлана Уразалиева.

Судья листала папку с «Делом Т. Еслямовой», прокурор тоже молчала.

В заключительном слове прокурор Джакутова попросила суд в апелляционной жалобе редактору «Уральской недели» отказать, а решение суда первой инстанции оставить в силе. Прокурор, видимо, посчитала – то, что настряпали против журналиста, для обвинения в организации митинга  достаточно.

Ни одного достоверного факта вины Еслямовой прокурор суду не предоставила.

IMAG1614

— Вина Тамары Еслямовой в организации митинга 21 мая 2016 года полностью доказана материалами дела, — заявила прокурор Джакутова и добавила: «Это подтверждает и свидетель Азбергенов, который с ней разговаривал».

Так показания свидетеля стороны защиты, который пришел на заседание суда, чтобы еще раз засвидетельствовать:  Еслямова пожилых людей на площади имени Абая к митингу не призывала, с легкой руки прокурора вдруг стали показаниями стороны обвинения.

Кстати, слушать пенсионера Искака Азбергенова судья Айгуль Маштакова на заседании не стала.

То, что обвинение в организации митинга было сфабрикованным, было настолько очевидно, что казалось, судья не может отклонить апелляционную жалобу журналиста — это было бы против всех законов логики и здравого смысла.

Ничего подобного.

…Судья объявила, что остается в совещательной комнате (в зале суда) для вынесения решения. Зал освободили.

Не прошло и трех минут, как участников процесса пригласили в зал суда.

IMAG1616

— Изучив все материалы дела и доводы сторон, суд пришел к выводу, что вина Т. Еслямовой доказана…  Принято решение апелляционную жалобу отклонить…. Установлено — суд первой инстанции нарушений не допускал.  …Решение административного суда оставить в силе…

Редактор «УН» будет опротестовывать и это решение — никаких митингов в Уральске она не организовывала.

Алла ЗЛОБИНА

Источник: http://www.uralskweek.kz/2016/06/09/v-uralske-v-organizacii-zemelnogo-mitinga-21-maya-obvinili-zhurnalista-tamaru-eslyamovu/