Актауская декларация казахстанской прессы находит поддержку

На прошедшем в Актау медиаконгрессе широкую дискуссию среди участников вызвал проект декларации казахстанской прессы. В ходе обсуждения интерес многих журналистов и руководителей СМИ был сфокусирован на реформировании казахстанской прессы, в том числе региональной, в условиях новых вызовов, связанных с глобализацией и развитием новых технологий. Новый подход нашел поддержку среди участников медиаконгресса.

С учетом того, что проект вызвал живой интерес, КазТАГ предлагает для дальнейшего обсуждения основные его пункты.

Признать, что государственная информационная политика в отношении СМИ, особенно региональных, не имеет системного подхода. Зачастую такой важный сегмент общественно-политической деятельности отдан на откуп чиновникам, не имеющим отношении к идеологической работе. В разных регионах по-разному определяется уровень доверия прессе. В одних областях СМИ являются приоритетом, а в других просто лишней обузой, за которой нужно присматривать и выделять средства для их выживания.

Предложить реформирование региональной прессы c учетом новых вызовов, связанных с информационной глобализацией и развитием новых технологий. При этом необходимо учесть фактор быстрого реагирования на события с появлением социальных сетей. Важность приобретает подготовка, выпуск и распространение собственного контента и эксклюзивных материалов. Все это можно сделать только в условиях творческого поиска и редакционной самостоятельности.

Расформировать созданные в некоторых областях так называемые медиахолдинги, куда вошли областные и районные газеты, которых в свое время лишили финансово-хозяйственной самостоятельности и творческого поиска, монополизировав в одном юридическом лице их конкурентоспособность на республиканском и региональном информационном поле.

Акционировать областные, городские и районные газеты. При этом при их полном государственном пакете провести аукцион с адресной продажей не менее 49% акций творческому коллективу. Это позволит повысить уровень доверия и творческий потенциал редакции по поиску дополнительных средств (спонсорских, рекламных и др.) для выпуска издания. Укрепить материально-техническую базу районных газет, повысить тарифные ставки окладов и гонораров их сотрудников. При этом они должны составлять не менее 3/4 ставок должностных окладов и гонораров работников областных изданий.

Ввести вновь нулевую ставку НДС для всех казахстанских СМИ, независимо от форм их собственности. Это норма позволила многим СМИ обрести финансовую устойчивость в первые годы независимости республики. Считать это прямой государственной поддержкой для наполнения казахстанского содержания прессы в условиях конкуренции с иностранными изданиями.

Выделить дополнительные субсидии для доставки казахстанских изданий, особенно в сельской местности. Такая поддержка необходима, в первую очередь, для социально-уязвимых слоев населения, исходя из того, что АО «Казпочта» практически в два-три раза повышает отпускную стоимость газет и журналов, используя свое монопольное положение на рынке распространения.

Рекомендовать при распределении госзаказа выделять средства только для обеспечения приоритетных направлений информационно-аналитической политики государства с учетом популярности, тиража и целевой аудитории СМИ, а также возможностью распространения приоритетных материалов о жизни и деятельности государства через интернет-версии изданий.

Определить базовыми для подготовки профессиональных кадров факультеты журналистики Казахского и Евразийского национальных, а также Карагандинского государственного университетов. Подобные отделения или филиалы при других вузах республики упразднить в виду их низкой профессиональной квалификации.

Возродить профессиональный праздник – День казахстанской журналистики 10 мая, в день выхода первого номера газеты «Туркестан уялатынын газетi» – первого издания на казахском языке. Отмечаемый в последние годы День работников связи и информации (28 июня) не соответствует журналистам ни по названию, ни по времени его проведения.

Источник: www.kaztag.kz