Четвертая власть: Фильмы по журналистским расследованиям

Темы, которые поднимают журналисты, часто продолжают режиссеры. На прошлой неделе стало известно, что компания Netflix готовится снять киноо панамском оффшорном скандале, разразившемся после проведения крупного журналистского расследования. Ранее о намерении экранизировать эту историю заявлял лауреат премии «Оскар» Стивен Содерберг. Пока мы можем только гадать, что у них получится в итоге, и надеяться на увлекательный сюжет, хорошую режиссуру и звездный каст. А чтобы было, с чем сравнивать новые проекты, КиноПоиск вспомнил другие фильмы, снятые по реальным журналистским расследованиям.

«Гражданин Кейн»

Черно-белая лента Орсона Уэллса неоднократно возглавляла списки лучших фильмов всех времен и народов. Хотя формально картина не имеет отношения к документальному расследованию, она имеет полное право быть в этой подборке. Во-первых, потому что прототипом главного героя, медиамагната Чарльза Кейна, послужил Уильям Хёрст, создатель желтой прессы и индустрии новостей. Во-вторых, потому что фильм является одной из первых лент, где наглядно показано, как массмедиа манипулируют общественным сознанием. И, в-третьих, выход этого фильма сопровождался большим медиаскандалом. Стремясь помешать релизу картины, Хёрст задействовал всю свою империю. Против ленты была организована масштабная антирекламная кампания, в результате чего фильм не имел широкого успеха у зрителей. Что, однако, не помешало ему стать классикой мирового кино.

«Хладнокровно»

Фильм снят по книге американского писателя Трумэна Капоте«Хладнокровное убийство», положившей начало новому жанру документального романа. В конце 50-х годов ХХ века в Америке, в штате Техас, произошло зверское убийство семьи фермеров. Прочитав об этом в газете, Капоте решил провести собственное расследование. Он встречался со свидетелями, ездил на место преступления, часами беседовал с подозреваемыми. В результате получилась книга не просто об убийстве, но и о природе насилия, психологии преступников и судебной системе США. Все это режиссеру Ричарду Бруксу удалось передать и в фильме, который получился мрачным, но увлекательным.

«Вся президентская рать»

В 1973 году в руки сотрудников газеты The Washington Post попали материалы, где говорилось о том, что представители администрации президента Никсона организовали тайное прослушивание в штаб-квартире своих политических оппонентов. Так начался один из самых громких политических скандалов в истории США — Уотергейтское дело.

Сюжет фильма «Вся президентская рать», принесшего его создателям четыре премии «Оскар», основан на документальной книге журналистов, которые расследовали эту историю. Как и большинство подобных расследований, это была рутинная работа, состоявшая из проверки фактов и поиска свидетелей, что подробно показано в фильме. Но при этом режиссеру Алану Дж. Пакуле удалось, казалось бы, невозможное. Он превратил эту рутину в настоящий детектив, держащий зрителя в напряжении до самого конца.

«Китайский синдром»

Этот фильм не имеет под собой документальной основы, и, казалось бы, ему в этом списке не место. Вот только по мистическому совпадению картина Джеймса Бриджеса оказалась пророческой. То, что в самом начале было художественным вымыслом, чуть было не стало реальностью.

Главные герои картины — тележурналист (Джейн Фонда) и оператор (Майкл Дуглас), которые делают репортаж об атомной электростанции и случайно становятся свидетелями серьезной аварии. Происходящее удалось заснять на пленку, но пустить запись в эфир оказалось не так-то просто. На журналистов начали оказывать давление, пытаясь выдать настоящую катастрофу за рядовые технические неполадки. О масштабе трагедии свидетельствует название фильма. «Китайский синдром» — это жаргонное выражение американских физиков, означающее, что в случае аварии реактор, который расплавился в США, может прожечь Землю насквозь, до самого Китая. О том, что такая авария может привести к эвакуации людей с территории размером в Пенсильванию, говорит и один из персонажей.

Пройдет буквально пара недель с момента выхода картины на экран, и Пенсильвания действительно окажется в зоне риска радиационного поражения. Вскоре после премьеры, в марте 1979 года, на атомной станции Три-Майл-Айленд в США произойдет одна из крупнейших аварий в истории ядерной энергетики. Не исключено, что во многом благодаря «Китайскому синдрому» удалось избежать еще больших неприятностей, и журналисты смогли свободно говорить о произошедшем.

«Свой человек»

Психологическая драма Майкла Манна, основанная на реальных событиях, — один из любимых фильмов Квентина Тарантино. В центре сюжета находится история доктора Джеффри С. Уайганда (Рассел Кроу), занимавшего высокий пост в одной из крупнейших табачных компаний мира. Узнав о том, как в действительности устроен этот бизнес, он пытается протестовать против использования в сигаретах компонента, который вызывает у курильщиков наркотическую зависимость. В ответ на это руководство компании увольняет доктора и пытается замять возможный скандал. Однако Уайганду все же удается изменить ситуацию и достучаться до общественности, дав эксклюзивное интервью журналисту CBS Лоулелу Бергману (Аль Пачино), благодаря чему все тайное становится явным. Чтобы справедливость восторжествовала, и журналисту, и доктору придется пройти через многое, но оно того стоит. Скандал, разразившийся после этого интервью, приводит к многомиллиардным убыткам табачных компаний и беспрецедентному отраслевому кризису.

Фильм получил семь номинаций на премию «Оскар», но в итоге остался без наград, что не помешало ему стать одной из знаковых картин 1990-х. Не в последнюю очередь это произошло благодаря саундтреку, созданному композитором Питером Бруком.

«Фрост против Никсона»

И снова «Уотергейт». Драма Рона Ховарда, снятая по пьесе Питера Моргана, рассказывает историю интервью Ричарда Никсона, которое он дал британскому журналисту Дэвиду Фросту, где рассказал о своем участии в Уотергейтском деле.

Каким бы важным ни был этот скандал, в картине речь не совсем о нем. Это фильм о противостоянии совершенно разных людей, у которых есть и кое-что общее. Наблюдать за их конфликтом и развитием отношений — это сплошное удовольствие, которому мы обязаны очень сильным актерам. Главные роли в фильме исполнили Фрэнк Ланджелла и Майкл Шин, уже игравшие этих же персонажей в одноименной пьесе.

«Доброй ночи и удачи»

Журналисты против власть имущих — вечная тема, которая всегда будет вызывать интерес у режиссеров и зрителей. Порой из противостояния представителей четвертой и традиционной властей рождается такой богатый материал, что игнорировать его просто невозможно. ФильмДжорджа Клуни «Доброй ночи и удачи», события которого разворачиваются в 1950-е годы в США, — яркий пример подобного сюжета из реальной жизни. Речь в ленте идет о конфликте между сенатором Джозефом Маккарти, устроившим охоту на агентов СССР, и журналистом Эдвардом Мэрроу (Дэвид Стрэтэйрн), который обвинил сенатора в нарушении гражданских прав американцев.

Противостояние этих двух людей, которое, кажется, похоже на детскую перепалку в духе «дурак — сам дурак», имело совсем нешуточные последствия. Передачи Мэрроу получили большой резонанс, но выпустить их в эфир было нелегко. Впрочем, игра стоила свеч. В поединке с журналистом сенатора ждали поражение и скорый конец политической карьеры.

«Зодиак»

Порой СМИ не нужно проводить никаких расследований, чтобы привлечь к себе внимание. Достаточно просто иметь читателей определенных профессий. Фильм Дэвида Финчера «Зодиак» основан на жутких фактах — серийных убийствах, происходивших в конце 1960-х годов в США. Совершив очередное преступление, убийца по кличке Зодиак присылал в редакции разных газет сообщения, которые были адресованы полиции. Журналистам ничего не оставалось, кроме как идти на поводу у преступника, ведь письма заканчивались угрозой: текст должен быть опубликован, иначе последуют новые жертвы.

Стремясь до мельчайших деталей воссоздать атмосферу того времени и сделать фильм максимально реалистичным, Финчер изучил сотни документов, а также подолгу беседовал с родственниками жертв и знакомыми главного подозреваемого. В результате получилось очень атмосферное кино с увлекательным сюжетом и отменным актерским составом, куда вошли такие звезды, как Джейк ДжилленхолМарк Руффалои Робер Дауни-мл.

«Пятая власть»

У современных журналистов есть мощные союзники в лице хакеров. История самого знаменитого из них — создателя WikiLeaks Джулиана Ассанжа — легла в основу американско-бельгийского триллера «Пятая власть», снятого Биллом Кондоном. Несмотря на захватывающий сюжет, злободневную тему и Бенедикта Камбербэтча в главной роли, фильм получил плохие оценки критиков. Не понравилась картина и Ассанжу, который назвал увиденное «сплошной ложью» и «пропагандой». Прочитав сценарий, он отказался встречаться с Камбербэтчем, но позже вступил с ним в переписку по электронной почте, что очень помогло актеру в работе над ролью. Чтобы сделать образ создателя WikiLeaks как можно более правдоподобным и внешне походить на него, Камбербэтчу пришлось сильно преобразиться. Во время съемок он носил три разных парика, вставные зубы и синие контактные линзы.

«В центре внимания»

Режиссер Том МакКарти признался, что при создании этого фильма вдохновлялся лучшими лентами, посвященными работе журналистов, в том числе лентой «Доброй ночи и удачи», в которой он сам когда-то сыграл эпизодическую роль. В результате получилась картина, которую американские киноакадемики признали лучшим фильмом 2015 года. Сюжет строится вокруг расследования журналистов газеты The Boston Globe, из-за которого 87 священников Бостонской митрополии были обвинены в педофилии, а кардинал Бернард Лоу был вынужден подать в отставку.

Несмотря на резонансную тему расследования, она в фильме находится на втором месте. «В центре внимания» — это производственная драма, где редакционная кухня показана во всей красе. Наблюдая за работой журналистов, понимаешь, как дорого стоят жареные факты. Чтобы их добыть, нужно проделать муторную и тяжелую работу, которую выдержат не все.

Елена Васильева

Источник: https://www.kinopoisk.ru/article/2792676/