Телевизор, что ты делаешь? Каким российское телевидение видит интернет

 

Все мы вроде бы знаем, что есть такая штука — интернет. И вроде бы с ним все понятно: вот сайты, вот ссылки, электронная почта, социальные сети, скайп... Многие люди привыкли этим пользоваться и не замечают ничего особенного, до тех пор пока им не пытаются рассказать об этом с телеэкрана. Тут-то и выясняется, что для многих интернет — это область сакрального знания почище квантовой физики, полумифическая сущность — может, он есть, а может, и нет — кто его разберет. От столкновения с ним телевизионщики как минимум цепенеют, и это магическое ощущение растерянности заставляет их в рассказах об интернете пороть такую выдающуюся чепуху, что мы больше не можем молчать.

Поводом для этого материала стал сюжет Первого канала, показанный в программе «Воскресное время» 3 февраля. В этом сюжете, посвященном психологической зависимости от социальных сетей, рассказывается в том числе история бортпроводницы «Аэрофлота» Татьяны Козленко, уволенной за некорректную фотографию в социальной сети. На снимке стюардесса, лица которой не видно, показывает сидящим к ней спиной пассажирам неприличный жест. Нашедшие фотографию блогеры призвали «Аэрофлот» к ответу, и Козленко уволили, хоть она и утверждает, что не имеет к снимку никакого отношения и просто поставила «лайк».

Иллюстрируя эту печальную историю скриншотом страницы бывшей стюардессы в социальной сети «ВКонтакте», Первый канал по какой-то необъяснимой причине заменил в шапке страницы название «ВКонтакте» на Facebook. Авторы программы не поленились даже в адресную строку ввести адрес сайта Facebook, хотя любому человеку, который не первый день в интернете, подмена сразу бросается в глаза. Зачем это было сделано — известно только продюсерам Первого канала, который, кстати, героически отмалчивается даже после того, как на подлог обратили внимание блогеры и интернет-СМИ.

В сюжете, стоит заметить, внимания заслуживает не только эта нелепая мистификация. Зависимость от социальных сетей Первый сравнивает — ни больше ни меньше — с героиновой зависимостью. «Мне так проще общаться с людьми. Мне стыдно это признать, но я наркоман», — говорит под тревожную музыку закадровый голос потерянного для общества интернет-джанки, которого отчаяние довело до кабинета психиатра. Cмелые параллели доводят авторов до абсурдных выводов: мол, вышел в интернет — пеняй на себя (читай: проверил почту и не был послан — вышел сухим из воды).

Любопытно, что в финале сюжета журналист Первого вскользь демонстрирует, что знаком с интернет-реалиями ближе, чем может показаться: «Еще вчера мы выходили в Сеть, а теперь Сеть выходит в нас». Подводя такой итог, автор отсылает слушателя к известному метамему Russian Reversal и как бы говорит нам, что вся история с заменой «ВКонтакте» на Facebook может быть обычным «троллингом». Но даже если бы мы поверили в способность Первого канала сознательно «троллить» аудиторию, то это, как сказали бы в интернете, — слишком толсто.

Любители пофантазировать, когда речь заходит об интернете и компьютерах вообще, работают не только на Первом канале. Не так давно на этом поприще отличился питерский филиал канала «Россия 1», в августе 2012 года подаривший нам леденящую кровь историю о создании знаменитого «кулфейса», или, как его еще называют «троллфейса». Если верить тележурналистам, эту рожицу придумал не кто иной, как американский серийный убийца-педофил Генри Ли Лукас, который нарисовал ее в подвале, где изнасиловал семилетнюю девочку.

Авторы сюжета «России 1» пали жертвой материала — их обставил предмет, о котором они пытались рассказать. Дело в том, что утку о происхождении «кулфейса» придумал сам интернет, а точнее находящиеся в состоянии перманентной скуки и исследующие границы фантазии пользователи анонимного имиджборда 2ch.so. Этот сайт — колыбель многих выдающихся интернет-мемов, один из которых случайно проник в телевизор и тем самым обозначил тотальный успех его авторов, или, если хотите, «эпик вин».

Анонимы придумали историю о «кулфейсе» по тем же причинам, которые заставляют их делать почти все остальное, — ради «лулзов», ценной в интернете валюты. Социальная сеть «ВКонтакте», в которой запустили утку, стала благодатной почвой для ее распространения, так как ее аудитория привыкла к тому, что информация ничего не весит и любая громкая новость распространяется по правилу «сначала репост, проверим потом». Казалось бы, журналисты «России 1», в отличие от пользователей «ВКонтакте» знакомые с понятием факт-чекинга, должны были раскусить обман, но они тоже пошли на поводу у сенсационности повода.

Интернет знает немало других примеров вольного обращения с реалиями виртуального, как его любят называть в телевизоре, мира. Чего стоит увековеченная каналом «РЕН ТВ» история о том, как «контактер из Москвы» приняла сигналы с планеты Нибиру через обыкновенный принтер, который не справился с кодировкой и вместо текста выдал символы таблицы ASCII. Продемонстрировав удивительную способность к интерпретации, героиня сюжета обнаружила в символах кода ответы на многие волнующие человечество вопросы и благодаря этому стала звездой экрана.

Все эти истории в той или иной степени демонстрируют не только непрофессионализм журналистов и их боязнь материала, но и обыкновенное невежество. Складывается впечатление, что к интернету на телевидении — а значит, в широком смысле и в нашей стране вообще — относятся снисходительно и сюжеты о нем доверяют снимать стажерам. Наверное, к таким темам, как революция в Сирии или премия «Оскар», стажеров не подпускают, хотя они тоже требуют специфических знаний и опыта.

При всей любви тележурналистов к экспрессии и перегибам стоит отметить, что в одном они в некотором роде правы: интернет — это враждебная среда, местами переходящая в деструктивную. Не просто так одна из базовых заповедей интернета гласит: «Это интернет, детка. Здесь могут послать на**й». Так что, если вы не готовы и дальше подвергать себя испытаниям, закрывайте браузер и берите пульт — скоро новости на Первом.

Источник: Lenta.ru