"Ну, погоди!": 45 лет в погоне за Зайцем

В этом году исполняется 45 лет со дня выхода первой серии "Ну погоди!".

1 января 1969 года на экраны вышла первая серия "Ну, погоди!" — мультфильма, ставшего народным достоянием в полном смысле этого слова. В первый день Нового года проект Weekend предлагает освежить в памяти интересные факты о советском анимационном чуде.

Наш ответ Голливуду

Мультсериал "Ну, погоди!" мы привыкли считать "списанным" с его американского собрата – "Тома и Джерри", где хитрый мышонок серия за серией оставляет с носом своего незадачливого противника. Действительно, "Том и Джерри" производства Metro-Goldwyn-Mayer впервые вышел на американские экраны раньше, чем "Ну, погоди!" — в 1940 году. Однако своим появлением отечественный продукт обязан, скорее, студии Уолта Диснея. Известно, что Никита Хрущев, в 1959-м посетивший с визитом США, очень сожалел об отмене запланированной поездке в Диснейленд – надо думать, что глава государства был впечатлен уровнем голливудской мультипликации, потому что вскоре после этого советские аниматоры, по слухам, получили указание "догнать и перегнать".

Кадр из мультипликационного фильма "Ну, погоди!"

Поскольку "Ну, погоди!" был госзаказом, на его создание выделили довольно серьезный бюджет. Заказчики просили сделать что-нибудь смешное, и тогда руководство "Союзмультфильма" обратилось к известным юмористам Александру Курляндскому, Аркадию Хайту, Феликсу Камову и Эдуарду Успенскому.

Неизвестные Волк и Заяц

Курляндский и Хайт выбрали сюжет, основанный на бесконечной погоне "плохого" за "хорошим". Наиболее подходящим русскому менталитету вариантом оказались заяц и волк. Однако не все знают, что режиссером и художником пилотной серии "Ну, погоди!" был вовсе не Котеночкин, а его коллега Геннадий Сокольский. Первая серия, снятая им, вышла в 1969 году в альманахе "Веселая карусель", но она показалась руководству слишком грубой, а герои – злыми. Сокольский категорически отказался менять своих персонажей, поэтому проект полностью отдали режиссеру Вячеславу Котеночкину и художнику Светозару Русакову.

Герои своего времени

Сумасшедший успех мультфильма превзошел все ожидания. Несколько раз авторы предпринимали попытки прекратить создание новых серий, но каждый раз отступали под напором увлеченных зрителей "Ну, погоди!".

Залогом успеха фильма стали "диснеевский" стиль и узнаваемые реалии советской жизни, ведь в Волке, Зайце и других персонажах зрители узнавали себя, своих соседей, детей, участковых и хулиганов из соседнего двора. Сын Вячеслава Котеночкина, режиссер-аниматор Алексей Котеночкин, в 2000-х продолживший дело отца, объяснял, что прототипы Волка – "типичная урла конца 60-х". Перешитые из брюк-дудочек клеши, золотые цепочки из табачных киосков с якорьками, прически, тельняшка, выглядывающая из-под рубашки – именно так тогда выглядела шпана. Сам Котеночкин утверждал, что Волка рисовал с себя – передал ему свою пластику и походку.

Заяц же, напротив, — типичный советский отличник, "пионер — всем ребятам пример", который и итальянскую арию спеть может, и за себя постоять, перехитрив более сильного соперника.

Художник мультфильма Светозар Русаков однажды случайно услышал разговор двух мужчин, стоявших в очереди, позволивший лучше понять, как зрители воспринимали любимых героев: "Волк — это мы, работяги, а Заяц — это интеллигент. Как мы ни пробуем его схватить, он всегда выкручивается".

Кстати, не так давно в России было проведено исследование о влиянии мультфильмов "Ну, погоди!" и "Белоснежка и семь гномов" на детей. Как ни странно и парадоксально, но скрытая агрессия присутствовала в "Белоснежке". Также выяснилось, что во время просмотра "Ну, погоди!" дети чаще всего симпатизировали Волку, потому что, по мнению маленьких зрителей, Заяц обижал Волка.

На грани фола

Тонкая сатирическая составляющая мультфильма устраивала не всех, и нередко авторам приходилось бороться за свои идеи. Например, Вячеслав Котеночкин мечтал, чтобы Волка озвучил Владимир Высоцкий. С артистом были сделаны пробы, но цензура решила иначе. Высоцкий был под запретом, поэтому на роль был утвержден Анатолий Папанов, прозванный впоследствии "народным волком СССР". Однако свои "пять копеек" от этой истории Котеночкин все же оставил: в первом эпизоде "Ну, погоди!" Волк насвистывает мелодию Высоцкого из фильма "Вертикаль".

Однажды мультфильм все же закрыли. В разгар работы над седьмой серией сценарист Феликс Камов уехал в Израиль – поступок, равнозначный предательству Родины. Через какое-то время Папанов попал в Кремль на вручение госнаграды. Председатель президиума Верховного Совета СССР Подгорный поинтересовался у актера, что происходит с Волком. Папанов объяснил, а после замечания Подгорного о том, что ему с коллегами мультфильм очень нравится, работа возобновилась.

Цензура еще некоторое время придиралась к мультику. Рекомендовалось придумать поучительную идею и отказаться от развлекательного характера сериала, затем цензоров не устроила привычка Волка курить. Однако после успеха первой серии с самого верха пришел намек: оставьте создателей "Ну, погоди!" не трогали.

Новый виток дискуссий о курящем Волке начался в прошлом году с обсуждением антитабачного закона, а точнее — нормы о запрете демонстрировать процесс курения в фильмах, если это не является частью художественного замысла.

Из-за сцен, где Волк курит и пьет алкогольные напитки, легендарный мультфильм оказался под угрозой получения маркировки 18+, предполагающей, что "Ну, погоди!" законно показывать по телевидению только после 23.00, когда все дети уже мирно спят.

К счастью, в итоге "Ну, погоди!" вновь оставили в покое, ведь за него вступился даже Геннадий Онищенко, тогда занимавший пост главного санитарного врача: "Все-таки в данном случае Волк — отрицательный герой. Надо, наоборот, его показывать и даже увеличить кратность. Не надо вокруг волка делать погоду".

To be or not to be continued

Александр Курляндский не раз говорил, что главная интрига – когда же Волк съест Зайца – никогда не разрешится: "Волк – не животное, он очеловечен: ходит на двух ногах, простите, курит, покупает арбузы".

В 1993 году, уже после смерти озвучившего Волка Папанова, вышли 17-й и 18-й выпуски мультсериала, в которых были использованы фрагменты предыдущих серий и рабочие записи. В 2000 году умер Вячеслав Котеночкин, в 2004-м — Клара Румянова.

Премьера двух последних серий состоялась в 2006 году, после чего режиссер Алексей Котеночкин принял решение отправить персонажей, отразивших целую эпоху, на пенсию за профнепригодность. По его словам, герои теперь не популярны, неактуальны и не выдерживают конкуренции.

РИА Новости http://ria.ru/weekend_cinema/20140101/987330869.html#ixzz2pasMINBZ