Таджикистан: процесс перехода на цифровое эфирное вещание нуждается в прочном правовом фундаменте

Интерньюс-Казахстан отслеживает процесс перехода на цифровое эфирное вещание в странах Центральной Азии, в которых реализуются абсолютно разные модели. В рамках мониторинга изучается правовая база, технические, социальные и другие аспекты цифровизации в странах Центральной Азии. В октябре 2013 года подготовлен анализ правовой базы, которая регулирует вопросы перехода на цифровое эфирное вещание в Таджикистане. Более подробная информация  о выводах и рекомендациях – во вложенном файле.

 

В Таджикистане, как и в соседних странах Центральной Азии, процесс цифровизации набирает все более серьезные обороты. Градус общественного обсуждения государственной политики по процессу перехода на цифровое эфирное вещание  повышается, так как недостатки в планировании или принятие  непопулярных решений  в ходе реализации госполитики может привести к цифровому неравенству, снижению уровня разнообразия и плюрализма в эфире, а также  к монополизации информационного пространства и технической инфраструктуры цифрового эфирного вещания.

Ситуацию с переходом на цифровое вещание в Таджикистане можно охарактеризовать как процесс, который планируется и реализуется с недостаточной тщательностью, в отсутствии постоянного и открытого диалога с гражданским обществом, независимыми вещателями, потребителями. Механизмы реализации этого процесса представляются недостаточно проработанными, а некоторые аспекты «цифрового перехода» вообще не нашли отражение в документах, обеспечивающих правовые механизмы этого процесса. Известно, что принято несколько документов, затрагивающие вопросы перехода на цифровое вещание:

- Концепция государственной политики Республики Таджикистан в области телевидения и радиовещания на 2010-2025 годы, утверждена постановлением Правительства Республики Таджикистан от 1 октября 2009 года №529;

- Государственная программа развития цифрового телевизионного вещания в Республике Таджикистан на 2010-2015 годы, утверждена постановлением Правительства Республики Таджикистан от 27 февраля 2010 года, №76.

Несмотря на кажущуюся достаточность этих двух документов для правового обеспечения «цифрового перехода», многие вопросы, имеющие большую важность и актуальность,  остались неразрешенными. Вот только небольшой перечень этих вопросов:

- порядок лицензирования деятельности по распространению теле-, радиоканалов в цифровой среде;

- порядок распределения радиочастотного спектра для нужд цифрового телерадиовещания;

- технические стандарты для цифрового вещания  и нормативные меры по обеспечению взаимодействия и совместимости устройств приема и декодирования;

- порядок субсидирования для малоимущих или социально незащищенных слоев населения;

- порядок формирования бесплатного мультиплекса, определение оператора цифровой инфраструктуры и бесплатного мультиплекса и т.д.

Очевидно, что необходимо вносить изменения и дополнения в действующие законы РТ «О телевидении и радиовещании», «О лицензировании» и другие, поскольку механизмы взаимодействия теле-, радиокомпаний с операторами, которые распространяют теле-, радиоканалы до конечного потребителя, иные, нежели в аналоговую эпоху.

Как сообщают представители гражданского общества, разработка концепции и госпрограммы велась в закрытом формате, без участия заинтересованных сторон (в частности, частных вещателей), поэтому их интересы остались неучтенными и не нашли отражение в концепции и госпрограмме. Закрытый характер обсуждения и планирования процесса перехода на цифровое вещание недопустим и неприемлем по причинам, описанным выше: необходимость защиты права на свободу слова и доступ к информации; поощрение разнообразия и плюрализма информации в эфире; эффективное управление и справедливое распределение радиочастотного спектра, являющегося общественным ресурсом.  Расходование бюджетных средств на «цифровой переход»  предполагает подотчетность и высокую степень открытости и прозрачности этого процесса.  Механизмы реализации как в концепции, так и в госпрограмме не проработаны с необходимой тщательностью, в связи с чем, возникают определенные риски и угрозы.  Например, в госпрограмме запланирована раздача телевизионных приставок населению за счет бюджета, однако общее количество нуждающихся, критерии  и механизмы не определены. В связи с этим  высок риск того, что выданное оборудование попадет на вторичный рынок или попросту не будет использоваться по назначению, или его будет слишком мало, для того, чтобы все нуждающиеся были им обеспечены, и в таком случае, проблемы возникнут не с тем, что передавать, а  с тем, как принимать цифровой сигнал. Не  понятно, какие именно приставки будут продаваться для платежеспособного населения? Будут ли они универсальны и совместимы или нет? Как будет обеспечена информированность населения о «цифровом переходе»? Как и на каких условиях будет обеспечены гарантии по сохранению вещания независимых вещателей?  По данным Комитета по телевидению и радио Таджикистана на 1 июля  2013 года в стране действует 33 телекомпании, из них 24 – это независимые вещатели. По данным общественной организации «Хома» в стране работают 9 государственных, 15 – частных вещателей, 5 кабельных операторов.

Процесс перехода на цифровое эфирное вещание в Таджикистане  нуждается в придании ему значительного импульса или ускорения. Ситуация с промедлением в решении актуальных и важных вопросов может привести к негативным последствиям. Следующие риски и угрозы можно прогнозировать в случае, если процесс перехода на цифровое эфирное вещание в Таджикистане не будет кардинально пересмотрен:

- опасность  «цифрового разрыва» более чем вероятна, если не будут решены вопросы технической, организационной и информационной помощи населения;

- государственная монополизация информационного пространства  в случае, если не будут решены вопросы создания конкурентного рынка операторов цифрового эфирного вещания и независимые вещатели не получат доступа к цифровой инфраструктуре на приемлемых и доступных условиях;

- снижения уровня разнообразия и плюрализма, в случае, если не будет решены вопросы отмены лицензирования аудиовизуального производства, стимулирования и поддержки производителей телерадиовещательного контента;

- прекращение вещания региональных и местных каналов, если не будут решены вопросы по их включению в цифровые мультиплексы на приемлемых условиях, а возможности продолжения аналогового вещания после 17 июня 2015 года не будет предусмотрено.

 

 

 

ВложениеРазмер
правовой базы по переходу на ЦЭВ_Таджикистан1.doc189 КБ