Креативный продюсер Оксана Майданская: «Лучшей наградой всегда является рейтинг»
Креативный продюсер — как дирижер для оркестра — только на съемочной площадке. Чтобы хорошо дирижировать/руководить процессом, важно знать роль каждого участника команды. А значит — владеть сценарным мастерством, быть режиссером, декоратором, финансистом в одном лице. Оксана Майданская со всеми этими функциями блестяще справляется — в подтверждение тому творческое портфолио почти на всех континентах и престижные международные награды. Сейчас украинка живет и работает в США — пишет книгу, снимает картину о Северине Наливайко и планирует обучать ремеслу креативного продюсирования. Об этом и многом другом она рассказала в интервью Mediasat.
— Вы жили и работали в Украине, России, странах Азии. Теперь — США. Какие особенности работы в каждом из упомянутых регионов?
Об особенностях работы в каждом регионе можно давать отдельное интервью. Но если коротко, то Украина и Россия между собой очень похожи — на всех уровнях производства существует непреодолимая система откатов, многое решается за счет личных связей и договоренностей, вплоть до аренды техники. Тяжелая, непродуманная законодательная база, затрудняющая работу на каждом шагу. Существует парадоксальное несоответствие уровню гонораров и профессионализму специалистов. То есть «дорогой» специалист — совершенно не значит «хороший», чаще означает, что он просто «раскрученный» опять же не за счет своего уровня, а за счет знакомств. В то же время в США — специалисты становятся известными благодаря своим профессиональным качествам, и, наняв такого человека, вы можете быть уверены в качестве его работы — он просто не сможет позволить себе выполнить работу плохо, так как пострадает его репутация. В Украине и России на репутацию всем по большому счету наплевать. Существует мнение, что в России все специалисты более высокого уровня, чем в Украине. Это заблуждение. Я бы даже сказала, что в Украине больше специалистов высокого уровня, чем в России. Что касается Азии, то тут нужно уточнить — о какой стране все-таки идет речь. Например, если говорим о Казахстане, то там очень специфический рынок. Производство, в своем большинстве, направлено на внутреннего зрителя. При этом очень мало собственных ресурсов и для производства качественного продукта зачастую приглашаются зарубежные специалисты. В то же время, японские студии стоят наравне с голливудскими, а порой и превосходят их по уровню.
— В чем главные плюсы, и какие можно назвать минусы работы в США?
Нет минусов, одни плюсы. Здесь очень открытые люди, охотно идущие на диалог. Понятные прозрачные законы, которые соблюдаются на всех уровнях, уважение к договорам, чего не скажешь про Украину и Россию. Мне здесь очень легко и комфортно работается. Например, я была приятно удивлена, что снимая на оживленной улице города, мне не нужно перекрывать движение, достаточно просто установить знаки — «внимание, идет съемка кино. Все, кто пересечет указанную линию, могут попасть в кадр» — и, таким образом, пересекший линию человек автоматически дает согласие на свое безоплатное участие в фильме. В Украине же в подобной ситуации мне пришлось бы с каждым случайным прохожим подписывать несколько договоров до и после съемки, внося туда паспортные данные и номер идентификационного кода, а также платить гонорар.
— Назовите несколько проектов, над которыми работали в Украине, что делали для них?
В Украине моя профессиональная деятельность в основном была связана с проектами Film.ua. Самыми успешными, на мой взгляд, была серия докудрамы «Великие Мечтатели». В этом проекте, как и в других проектах компании, официально я была креативным продюсером, но, фактически, выполняла роль скрипт-доктора, кастинг-директора, художника-постановщика, художника по костюмам, реквизитора, локейшн-менеджера, саунд-супервайзера и арт-директора. Юристы компании смеялись, что согласно закону необходимо, чтоб кино делала команда, а не один человек. Также я являюсь сценаристом фильмов «Леонардо да Винчи. Ученик Бога» и шестисерийного сериала «История криминалистики».
— Расскажите о проекте о Северине Наливайко — от идеи, источников финансирования и до этапа, на котором съёмки сейчас находятся.
Идея принадлежит моему мужу Владу Хмаре. Он же будет и режиссером проекта. Сюжет фильма основан на версии, согласно которой Северин Наливайко являлся наследником династий Ягеллонов и Острожских, что делало его возможным претендентом на Королевский трон Речи Посполитой наравне с Сигизмундом III Ваза. В борьбе за корону решалось, станет ли Украина центром нового государства. Мы расскажем личную историю Северина Наливайко, покажем жизнь и быт влиятельных семей того времени, которые можно сравнить с современными олигархами, которые боролись между собой за богатство и влияние, пренебрегая человеческими ценностями. Мы рассеем превратное представление большинства людей о том, какой была в то время Украина и казаки.
Это очень амбициозный проект, по качеству не уступающий голливудским аналогам. Сейчас мы находимся в активной стадии препродакшена — работаем над образами героев, разрабатываем и изготавливаем реквизит, подбираем локации. Что касается финансирования — то пока это личные средства некоторых влиятельных бизнесменов из Далласа и Остина.
— Давайте поговорим о профессии. Расскажите, где сейчас в мире можно пройти качественную школу креативного продюсера?
Начнем с того, что большинство мировых киношкол обучают продюсированию, но лишь единицы ведут курс по креативному продюсированию, как, например, AFI (American Film Institute).
Дело в том, что креативному продюсированию научиться с нуля невозможно. Это то же самое, как сразу после школы стать полководцем или профессором. Ведь креативный продюсер — это человек, который, во-первых, должен досконально знать весь производственный процесс кино изнутри, во-вторых, разбираться в драматургии, и, в-третьих — быть экспертом во всех художественных аспектах кино — начиная от пошива костюмов, разработки декораций, и заканчивая цветокоррекцией и саунд-дизайном. Ко всему прочему, креативный продюсер должен детально ориентироваться в бюджетировании производства и разбираться в юридической документации.
А для этого необходимы огромный опыт и знания. Например, перед тем, как стать креативным кинопродюсесром, я около десяти лет проработала в рекламных агентствах на позиции креативного директора, затем была продюсером на телеканале. Ко всему прочему, у меня высшее художественное и музыкальное образование, а также я окончила курсы по режиссуре и сценарному мастерству.
— Какими качествами должен обладать креативный продюсер?
Собственно — креативность. Везде и во всем. Это касается подбора команды, оптимизации бюджетов, способности быстро находить решения в различных непредвиденных ситуациях. Очень важно еще на уровне идеи уметь увидеть окончательный результат.
— Какой процент «творческой составляющей» в работе, а какой — сухого прагматизма?
Даже в сухом прагматизме я руководствуюсь творческой составляющей. Например, я никогда не понижу планку качества только потому, что недостаточно денег, а всегда буду искать выход, который позволит и сэкономить и сохранить высокий уровень продукта. Всегда, когда я говорю сценаристу, режиссеру, оператору или художникам «нет» — у меня есть готовое решение, как и что можно поменять, чтобы с одной стороны сохранить их замысел, а с другой стороны не выйти за рамки формата или запланированного бюджета.
— Как креативный продюсер сотрудничает с составом съёмочной группы? Сценаристы, режиссеры, постпродакшн...
В первую очередь, креативный продюсер — это именно тот человек, который работает со сценарием и затем собирает съемочную группу под каждый отдельный проект. Я бы сравнила этот процесс с подбором игроков в футбольную команду. Тренер может нанять лучших в мире футболистов, каждый из которых по отдельности будет звездой, но это не гарантирует ему хороший результат в матче. Так же как и футбол — съемка кино — это, прежде всего, командная игра, где в первую очередь важна сыгранность. Важно, как специалисты коммуницируют между собой, а также нацеленность на конечный результат. Я стараюсь избегать специалистов, которые начинают разговор с денег. Да, безусловно, работа для того, чтоб зарабатывать деньги, но прежде всего человеку должно нравиться то, что он делает. Я изучаю стиль работы каждого специалиста, и стараюсь собрать такой состав команды, чтоб их амбиции не пересекались и не становились причиной конфликтных ситуаций и личной неприязни. Как креативный продюсер я оставляю за собой право окончательного решения, но, в то же время, прислушиваюсь к любым пожеланиям и предложениям со стороны группы.
— Есть ли у вас специализация — например, сериальное производство или документалистика. Каких жанров в своем портфолио хотелось бы видеть больше?
Как таковой специализации нет. Я занимаюсь теми проектами, которые мне в первую очередь интересны. Но мне очень нравится историческое кино, будь то полнометражный фильм или сериал. Это то, что меня по-настоящему захватывает.
— Какие критерии успеха креативного продюсера? Как измеряется качество его работы?
В первую очередь сам продукт, каким проект получился в итоге, признание его зрителем. Сюда входит все — как рассказана история, как выглядит картинка на экране. Конечно же, сюда можно отнести и аплодисменты съемочной группы после окончания съемок. Но самый главный критерий — это моя собственная оценка проделанной работы.
— Расскажите о наградах — их у вас целый лист. Когда и за что получали? Какие были самые долгожданные? Неожиданные?
Погоня за наградами никогда не была для меня приоритетной задачей. Моей лучшей наградой всегда является рейтинг и отклик зрительской аудитории. Но, конечно же, когда что-то выигрываешь, особенно если это золото в Каннах, этому невозможно не радоваться. Если честно, то все награды для меня были неожиданностью. Потому что когда ты «живешь» с проектом около года, ты привыкаешь к нему, видишь какие-то недочеты, знаешь, где можно было что-то «докрутить», и наступает момент, когда объективно оценить проделанную работу становится очень сложно. Поэтому, когда мои проекты получают наивысшую оценку жюри престижного международного фестиваля — я понимаю, что часть жизни прошла не зря, появляется стимул делать другие проекты.
— Вы пишите книгу. О чем она и для кого? Когда ее можно будет прочесть в Украине?
Книга выйдет на трех языках — украинском, русском и английском. Это будет такой себе курс продюсирования в экстремальных условиях. Книга будет интересна всем, кто занимается или планирует заниматься кинопроизводством — в ней я опишу весь путь от сценария до премьеры, расскажу о проблемах, которые встречаются на этом пути, и предложу варианты их решений. Важно, что все, о чем я пишу — основывается на моем собственном опыте. Выпуск книги планируется к осени. После этого я собираюсь проводить курс лекций, основанный на содержании книги.
— Какие ваши долгосрочные и краткосрочные карьерные цели?
На данный момент я занимаюсь запуском нескольких крупных проектов. В их числе полнометражный фильм про Северина Наливайко, несколько сериалов и большой документальный проект. По поводу долгосрочных планов — планирую открыть свою киношколу.
Источник: http://mediasat.info/2016/04/27/oksana-maydanska/