Марат Ахметжанов, ВГТРК: «Не хватает людей, которые пишут заголовки — копирайтеров. Чтобы заголовок был, как выстрел»

Марат Ахметжанов, директор Дирекции интернет-сайтов ФГУП ВГТРК. В 1997 году окончил факультет журналистики МГУ. С 1994 по 2000 год — редактор, выпускающий редактор, комментатор дирекции информации РГРК «Голос России». В 1998—1999 годах работал в агентстве «Интерфакс». С 1999 по 2000 год — редактор радиостанции «Спорт-FM». С 2000 по 2001 год — выпускающий редактор Национальной информационной службы Страна.Ru.

В каких сегментах электронных СМИ цифровые технологии максимально потребовали новых профессиональных квалификаций сотрудников? Какие именно специалисты сегодня в дефиците?

Пару лет назад телевизионщики вообще не понимали, что им делать дальше, куда идти. Сейчас очевидно, что телевидение пойдет в интернет.

В последнее время мы столкнулись с тем, что не хватает проджект-менеджеров (PM). Ты приглашаешь кого-то, тебе его нахваливают... а найти общий язык между разработчиком и заказчиком — PM это как раз такое промежуточное звено между ними — у него не получается. И я знаю, что многие тоже с этим сталкиваются. Хорошие, толковые проджект-менеджеры, которые могут перевести язык редакции на технический их просто практически нет.

А так как сейчас все уходят в интернет, то PM-ов нужно все больше. Но пока их человек 20—30, и все они уже работают в топовых компаниях.

Также не хватает дизайнеров — веб-дизайнеров и дизайнеров инфографики, дизайнеров промо-картинок, которые нам нужны в больших количествах.

Не хватает качественных, грамотных редакторов. Да, вузы готовят редакторов, они стажируются, проходят практику в СМИ. Но им не хватает технической грамотности. Если раньше журналисты были чистыми гуманитариями, то сейчас им приходится осваивать новые технологии. Конечно, предпринимаются попытки что-то изменить в этом направлении. Например, на журфаке есть отделение интернет-журналистики, но все равно, из вузов выпускники выходят «сырыми». Зачастую у них нет нормальной практики — приходят на 2—3 дня, ставят отметку — и все. Я прошу в редакции уделять больше внимания практикантам. В год к нам приходят 20 практикантов, из них двоих мы обычно даже берем на работу. Действительно, попадаются очень толковые ребята.

Если говорить о видеоконтенте, то сегодня он производится и для веба, и для телевизора, и для мобильных устройств. И нужны люди — продюсеры, которые могли бы адаптировать этот контент для разных платформ.

У нас есть еще так называемые трафик-менеджеры, которые следят за тем контентом, который появляется на сайте. И это тоже отдельная история, потому что не хватает людей, которые пишут заголовки — копирайтеров. Чтобы заголовок был, как выстрел. Таких людей не сыскать. И это было во все времена.

Как Вы решаете вопрос с тем, что сейчас потребление контента идет по разным платформам одновременно?

Мы стараемся присутствовать во всех средах — и на ТВ, и в интернете, и в мобильных устройствах. Но ВГТРК — лидер по производству видео контента. Мы находимся на втором месте в Европе после ВВС, с учетом наших региональных компаний (их более 80).

Поэтому в нашем случае зачастую не нам приходится адаптировать контент под разные платформы, а все крупные производители устройств LG, SONY, Panasonic, Philips, Microsoft — приходят к нам со своими предложениями и говорят, что выпускают новые девайсы и прочее.

В связи с развитием новых платформ, возможно, будут нужны будут новые специалисты-аналитики, которые смогут измерять активность пользователей в разных средах?

Конечно, тем же Google analytics надо уметь пользоваться. Многие используют его данные «по верхам», но глубоко забираться — не хватает знаний. Есть интернет-маркетологи, специальные компании, курсы, на которых обучают пользоваться такими программами. Но на них надо ходить постоянно, потому что в этих программах все время появляется что-то новое. Это очень динамичная вещь, которая развивается.

Появятся ли новые специальности в ближайшее время?

Скорее всего, нет. Просто уже существующие будут развиваться в том или ином направлении.

Что касается требований к специалистам — в каждой компании, у каждого интернет-ресурса они свои. Поэтому научить всех одинаково не получится. Все равно человек — выпускник вуза, получивший базовые знания, должен будет доучиваться непосредственно на рабочем месте.

Расскажите о том, как строилась Ваша карьера.

Я закончил журфак, работал на радио с 1993 года, параллельно — в «Интерфаксе». В 2001 году меня пригласили в «Страну.ру» редактором, потом выпускающим редактором в службу новостей. Далее меня пригласили на ВГТРК, в проект «Вести.ру». Сначала они были «заточены» исключительно под федеральные «Вести» телеканала «Россия 1». И поначалу мы публиковали в интернете новости и репортажи наших телевизионных новостных коллег, но потом расширились, потому что идти вслед за телевизором — это значит не успевать и не удовлетворять запросы пользователей. Сначала я был выпускающим, потом заместителем главного редактора дирекции интернет-вещания, потом главным редактором, потом стал директором Дирекции.

Источник: MediaJOBS.RU