Президент России Владимир Путин подписал закон, по которому возможен тюремный срок за перепечатку в Интернете «экстремистских» материалов.
Критики называют меру последней в серии шагов, показывающих, что Россия движется в китайском направлении в вопросах ограничения Интернета, который является основной площадкой свободного обсуждения в стране, где доминирует прокремлевская пресса.
О том, в каком направлении движется Рунет, в интервью Азаттыку говорит Ирина Левова, директор стратегических проектов в Институте исследования Интернета в Москве.
Азаттык: Президент России Владимир Путин на этой неделе подписал изменения к закону, которые вводят уголовную ответственность за распространение «экстремизма» в Сети. Кажется, что это предусматривает тюремное заключение сроком до пяти лет тех, кто перепубликует материалы, считающиеся экстремистскими. Что вы думаете об этом законе?
Ирина Левова: Боюсь, что инициатива, возможно, и правильная, но если речь идет о судебных решениях и о том, чтобы не позволять распространение экстремистских материалов в Сети, то вопрос остается открытым. Что такое экстремизм? Кто, каким образом, и по какой процедуре принимает решение относительно того, является ли материал экстремистским или нет. Также неясным остается, каким образом будут находить конечного гражданина, перепечатавшего что-либо, или разместившего ссылку.
Азаттык: То есть вы видите проблему не столько в содержании закона, сколько в том, как он будет работать?
Ирина Левова: Инициатива, может, и правильная, но, как обычно — непроработанная. Функционирование Интернета с технической точки зрения является гораздо более сложным, чем это представляется нашим уважаемым депутатам. И продекларировать нечто — это одно, но исполнить это — совсем другое.
Азаттык: Однако же, кажется, это слишком суровое наказание — сажать
Ирина Левова: Я не могу сказать, что это удар по свободе слова. Удар по свободе слова — это когда
Азаттык: Некоторые эксперты говорят, что Кремль пытается ужесточить контроль над Интернетом. Справедливо ли так говорить?
Ирина Левова: Это вполне логичное желание, учитывая текущий курс политики. Все очень последовательно, и у меня такое впечатление, что есть такая дорожная карта и что Российская Федерация идет немного по другому пути, чем, например, Америка или Европа. Мы склоняемся, скорее, в сторону Китая или, возможно, Северной Кореи, но никак не в сторону Соединенных Штатов или Европейского союза. Можно спекулировать сколько угодно насчет того, хорошо это или плохо, но факты говорят именно о такой тенденции.
Азаттык: Какие именно меры создают такое впечатление?
Ирина Левова: Например, сейчас все серверы должны находиться на территории Российской Федерации. В Государственной Думе планируется второе чтение поправок к закону о персональных данных, которые обязывают всех хранить персональные данные на серверах в Российской Федерации. Плюс регистрация блогеров, у которых более трех тысяч посетителей, в [российском регулирующем коммуникации органе] Роскомнадзоре.
Азаттык: Считаете ли вы, что контроль в Интернете усиливается?
Ирина Левова: Конечно.
Азаттык: Когда началась эта тенденция?
Ирина Левова: Это началось с 2012 года, когда был принят закон о черных списках. В прошлом году бы принят федеральный закон о блокировках за нарушение авторских прав. Затем к этим черным спискам стали добавляться новые категории. Сейчас вместо одной статьи в законе об информации мы видим целых четыре статьи о том, что может быть заблокировано.
Источник: http://rus.azattyq.org/content/internet-v-rossii-kitayskoye-napravlenie/...