БДИПЧ ОБСЕ отмечает в законопроекте «О доступе к информации» ряд аспектов, требующих серьезной доработки.
Эксперты БДИПЧ ОБСЕ проводят анализ проекта Закона РК «О доступе к информации» не в первый раз. Две предыдущих редакции законопроекта – в 2010 и в 2012 годах – также были изучены экспертами БДИПЧ ОБСЕ.
Редакция законопроекта «О доступе к информации», разработанная в 2015 году, является более усовершенствованной, чем проекты 2010 и 2012 года, считают эксперты БДИПЧ ОБСЕ. В то же время необходимо внести больше ясности в аспекты, касающиеся соотношения между свободным доступом к информации с одной стороны и законными и необходимыми ограничениями с другой. Представляется, что настоящий законопроект основан на разделении информации на информацию с ограниченным и неограниченным доступом. Однако делить всю информацию на подобные категории не представляется возможным или целесообразным. В соответствии с требованиями международных норм, любой тип регулирования доступа к информации должен основываться на принципе максимального раскрытия, вне зависимости от того, классифицируется ли информация как открытая или секретная; однако это не должно вести к автоматическому разглашению любой информации, так как могут существовать необходимые и законные основания для ее неразглашения.
В то же время, указав в законе, какая информация должна быть общедоступна, а какая нет, можно создать ситуацию, когда неподлежащая разглашению информация, например, информация о частной жизни физических лиц, получит огласку. И наконец, положения законопроекта об ответственности за несоблюдение закона, о надзоре и порядке обжалования требуют дальнейших пояснений. Кроме того, рекомендуется усовершенствовать механизм исполнения закона, в том числе, путем создания института Комиссара по вопросам информации в соответствии с рекомендациями, содержащимися в предыдущем Заключении.
Советник по законодательству г-н Роберт Ян Уль, представляя рекомендации БДИПЧ ОБСЕ, отметил: «Законодательство, регулирующее доступ к публичной информации, должно основываться на принципе максимального раскрытия, что означает, что любая информация, находящаяся в распоряжении государственных органов, должна быть доступна для общественности. Информация не должна автоматически объявляться неподлежащей разглашению, и исключения из этого правила могут существовать лишь в конкретных случаях при наличии законной цели для ограничения доступа к информации, если раскрытие определенной информации может причинить существенный вред и если серьезность угрозы перевешивает заинтересованность общественности в разглашении такой информации. Этот общий принцип все еще не отражен в законопроекте, что способствует дальнейшему разделению информации на информацию с ограниченным доступом и информацию со свободным доступом; хотя доступ к открытой информации предоставляется автоматически, любая информация, каким-либо образом связанная с «государственной тайной», или служебная информация, автоматически становится недоступной».
На фото: Советник по законодательству, г-н Роберт-Ян Уль (второй справа) представил рекомендации БДИПЧ ОБСЕ по проекту Закона РК «О доступе к информации»