Куда уходят деньги, выделенные на развитие интернета: список получателей
Государственное финансирование СМИ увеличивается из год в год: если в 2013 году размер бюджетных вливаний в масс-медиа составлял 43 млрд тенге, то в 2014 эта цифра равняется уже 48 млрд тенге. Причем динамика финансирования интернет-ресурсов впечатляет больше всего: 2013 год – 2 млрд тенге, 2014-й – уже 3 млрд тенге.
По информации общественного объединения «Правовой медиа-центр», самыми крупными на сегодня получателями государственных денег в интернете являются:
-
АО «Казконтент» (1,345 млрд тенге),
-
«Казинформ» (639,664 млн тенге),
В середнячках держатся:
-
«Юр-Инфо» (49,12 млн тенге),
-
блог-платформа YVISION (23,9 млн тг),
-
Общественный фонд развития казахского интернет-пространства «Абай-информ» (16,9 млн тенге).
Замыкают список:
-
«Интерфакс-Казахстан» (11,9 млн тенге)
-
Казахстанская Ассоциация интернет-развития и ресурсов (8,125 млн тенге).
За что же платит государство? Блог-платформа Yvision, например, периодически атакует Есимова — там регулярно размещаются статьи с критикой акима Алматы, Казкома. Это, однако никак не мешает ресурсу получать государственные деньги. Возможно, что и помогает.
Рассмотрим распределение денег на примере лидера «хит-парада» — АО «Казконтент».
Куда уходят интернет-деньги?
Львиную долю госзаказа получает интернет-портал Bnews.kz – около 328 млн тенге. Второй по величине транш получает социальная сеть ЕI.kz (185 миллионов) — за услуги по развитию государственного языка через социальные сети. Сопровождение сайта премьер-министра оценивается в сумму более 125-ти миллионов тенге. Примерно столько же «вытягивает» загадочный раздел «Услуги по повышению уровню государственного присутствия в Интернете». 80 с лишним миллионов получает интернет-портал Bag.kz. И, наконец, «услуги по переходу печатных СМИ в Интернет» оцениваются в 58 млн тенге, — при этом совершенно непонятно, что имеется виду, ведь любому школяру известно, что выпуск печатных СМИ обходится значительно дороже, нежели содержание сайта, учитывая расходы на типографию, покупку бумаги и развоз готового тиража по торговым точкам.
Вообще, создается впечатление, что наименование услуг, за которые чиновники платят деньги, порой берут с потолка.
Как вам раздел под названием «Услуги по анализу социально-политического влияния Интернета»? Это может показаться непонятным, но… Кто-то заработал на этом свыше 80 млн. тенге.
Странные цели
На какие результаты рассчитаны эти затраты? Целевые индикаторы, продекларированные в программе «Информационные Казахстан – 2020», напоминают наполеоновские планы: увеличить число сайтов с доменными именами «kz» и «каз» на 35 процентов в 2017 году и на целых 50 – в 2020. К концу действия программы ожидается повышение посещаемости казахстанских сайтов наполовину. Чиновники лелеют планы увеличить доступные через мобильные приложения сайты на 80 процентов, а число СМИ, имеющих собственные сайты, на 95 процентов.
— Чиновники по-прежнему продолжают воспринимать интернет как СМИ и средство пропаганды, — считает директор ОФ «Правовой медиа-центр» Диана Окремова. — Возникает закономерный вопрос: насколько вообще оправдана попытка деньгами быстро и сразу развить казахстанский контент? Насколько целесообразно вложение средств в интернет-содержание? Смущает также отсутствие четких критериев оценки эффективности вложения денег и отсутствие системы мониторинга.
По мнению Дианы Окремовой, чтобы практика финансирования сайтов не превратилась в коррупционное поле, необходимо сделать акцент не на пропаганде и контенте, а на финансировании технических проектов. Сюда входит развитие электронного правительства, поддержка МСБ, образовательные, научные проекты. Не стоит пытаться объять необъятное, лучше сосредоточиться на нескольких приоритетных направлениях, требующих государственной поддержки. Кроме того, во избежание перспективы быть неправильно понятыми, сотрудники Правового медиа-центра рекомендуют чиновникам формулировать более четкие и ясные наименования лотов. И, наконец, разработать действенную систему мониторинга и оценки вкладываемых средств. В противном случае, бюджетные вливания в интернет-пространство рискуют превратиться в мутную реку, половить рыбку в которой желающих будет более чем достаточно.
Источник: http://365info.kz/2015/06/gosudarstvennoe-finasirovanie-smi-uelichivaetsya-iz-god-v-god/