Хроника борьбы алматинского акимата с продавцами газет
Десять дней назад к материалу корреспондентов DW Виталия Волкова и Анатолия Вайскопфа «Казахстанские газеты находятся под угрозой. От кого она исходит и почему продавцы газет винят Яна Гейла» («Новая» – Казахстан», № 26 от 29.06. 2017) была опубликована «Хроника борьбы Алма-Атинского акимата с продавцами газет за последний месяц»: «1 июня возле магазина «Стрела» была закрыта одна из двух газетных точек, существовавшая более 20 лет. Той, что осталась, пришлось переехать в неудобное место, продавцу платить за его аренду в два раза больше, значительно снизить количество экземпляров и сократить ассортимент.
На прошлой неделе аналогичным образом по велению акимата фактически (то, что от нее осталось – жалкие ошметки периодической печати) перестала существовать крупная газетная точка у магазина «Универсам», где торговали периодикой последние 15 лет.
С 30 июня закрылась еще одна крупная газетная торговая точка с 20-летним стажем на улице Джандосова, угол улицы Айманова. Продавцу сказали, чтобы он освободил место. Стихийный рынок, находящийся рядом, почему-то не тронули. Думаем, это не последние «жертвы» периодической печати, павшие в неравной борьбе с Алма-Атинским акиматом».
Увы, мы оказались правы – ликвидация киосков и точек, торгующих газетами и журналами в Алма-Ате, продолжилась в промышленных масштабах: с 1 августа они по велению акимата закрылись на остановке «КазГУград» по ул. Тимирязева; на выставке «Атакент» (ул. Тимирязева, уг. ул. Ауэзова); на перекрестке пр. Гагарина уг. ул. Тимирязева; на перекрестке пр. Гагарина уг. ул. Утепова; по пр. Гагарина (мкр. «Алмагуль», возле ЦОНа). Все эти точки на протяжении последних 15 – 20 лет якобы находились на городской территории незаконно. Но вот что интересно – ни один из предыдущих градоначальников их не трогал, боясь, видимо, обвинения в «идеологической диверсии». А нынешний, судя по всему, не боится.
На этой неделе стало известно, что Алма-Атинский акимат отказался продлевать аренду на землю под десятью киосками «Дауыс», которые арендовало ТОО «Мир-Пресс». Мотивировали свое решение городские власти тем, что внешний вид этих киосков устарел, и если ТОО «Мир-Пресс» хочет и дальше торговать газетами на этих местах, то оно должно обратиться в акимат и заказать там новые киоски современного дизайна, ориентировочная стоимость которых около 3 миллионов тенге за каждый. Понятно, что это предложение заведомо невыполнимо (видимо, на это и расчет). Иначе почему бы не перенять опыт московских городских властей, о котором мы писали («Страна без газет», «Новая» – Казахстан», №17 от 28.04. 2017), и установить за счет городского бюджета новые газетные киоски нужного акимату образца, а потом сдавать их в аренду (возможно и с последующим выкупом)? Это позволило бы создать в городе дополнительные рабочие места. Сейчас же в результате действий акимата только за месяц лишились работы (и это в кризис!), а значит, и средств к существованию около 50 человек.
Можно, конечно, было бы понять, что акимат Алма-Аты хочет улучшить городскую среду. Но, во-первых, газетные развалы – неотъемлемая часть современной городской культуры (например, в Европе они постоянно попадают в «картинку» репортажей о тех или иных громких политических событиях), а во-вторых, не понятно, почему Алма-Атинский акимат с таким же рвением не борется с наводнившими город стихийными овощными и бахчевыми рынками – вот уж кто портит не только городской пейзаж, но и здоровье граждан. Эти факты наводят на всякого рода конспирологические размышления о зачистке информационного поля в связи с надвигающимся «транзитным периодом» передачи власти. Тем более что «геноцид» киосков и точек, торгующих газетами и журналами в Алма-Ате, странным образом совпал с тем, что теперь контролировать интернет, мобильную связь и телевидение, согласно постановлению правительства РК, будут спецслужбы (об этом – в материале Вячеслава Половинко «Большой «агашка» следит за тобой» на стр. 5).
А тезис о нерентабельности газет опровергает то, что сейчас рекламодатель на Западе возвращается в газеты и журналы, так как реклама в них оказалась гораздо эффективнее интернетовской. Кроме того, в Европе отлажена финансовая помощь государства распространителям печатных СМИ и типографиям. Там газеты и журналы считаются социально значимыми продуктами. Вот это хорошо бы перенять алма-атинскому акиму у не чуждой ему Европы.
Источник: http://www.novgaz.com/