Актуальные рекомендации правительствам стран ЦА по выполнению обязательств по обеспечению свободы СМИ и свободы выражения мнений
На сайте Представителя ОБСЕ по вопросам свободы СМИ опубликованы рекомендации, выработанные участниками
Более 100 участников, включая международных медиа экспертов, журналистов, представителей правительств, академических кругов и гражданского общества из всех государств Центральной Азии приняли участие в двухдневном мероприятии. В первый раз, в работе конференции также принял участие представитель Монголии.
Центральноазиатская конференция СМИ — важное ежегодное мероприятие, организованное Бюро Представителя ОБСЕ по вопросам свободы СМИ — проводится в государствах-участниках Центральной Азии, начиная с 1999 года. На протяжении этих лет, целью конференции было обсуждение важным тем, связанных со свободой средств массовой информации, включая такие темы, как «Плюрализм и управление Интернетом», «Доступ к информации и новые технологии», «Журналистское образование», «Будущее общественного вещания и переход на цифровой формат вещания» и другие.
Пятнадцатая конференция была посвящена обзору развития СМИ в Центральной Азии, а также обсуждению влияния деятельности Бюро Представителя ОБСЕ по вопросам свободы СМИ на свободу средств массовой информации в регионе. Участники конференции работали в группах с целью рассмотрения вопросов, связанных со свободой средств массовой информации. Они обсудили темы предыдущих конференций, ознакомились с ранее принятыми декларациями, и определили основные проблемы зоны развития СМИ в своих странах. Они также обсудили влияние технологических изменений и развития социальных СМИ на медиа пространство, а также пути регулирования этих изменений. В конце конференции они приняли следующие рекомендации.
Участники конференции:
1. Подчеркивают, что право журналистов, работающих в офлайн и онлайн среде, осуществлять свою деятельность в безопасности, является фундаментальным условием для свободы СМИ и свободы выражения мнения.
2. Призывают правительства обеспечить быстрое и эффективное расследование преступлений против журналистов. Очень важно, чтобы власти публично осуждали каждый случай насилия против журналистов с целью подачи ясного сигнала, что такие нападения для них неприемлемы и преступники будут преданы правосудию для предотвращения атмосферы запугивания, страха и безнаказанности.
3. Настоятельно призывают правительства привести национальное законодательство в соответствие с обязательствами ОБСЕ по свободе СМИ и свободе выражения мнения, и воздержаться от принятия законов, ограничивающих эти обязательства. Хотя право на свободу выражения мнения может быть ограничено международным законодательством, такие ограничения могут быть обоснованы только, если они предусмотрены законом, преследуют законную цель и необходимы в демократическом обществе.
4. Подчеркивают, что в то время как борьба с терроризмом и насильственным экстремизмом, а также защита национальной безопасности являются законными целями, это не должно нарушать свободу СМИ.
5. Отмечают, что национальное законодательство должно способствовать открытости и доступности Интернета, включая онлайн СМИ. Необходимо продвигать регулирование Интернета, не ущемляющее свободу слова.
6. Подтверждают необходимость декриминализовать диффамацию в тех странах, где она еще является уголовным преступлением (Казахстан, Туркменистан и Узбекистан). Такие правонарушения должны регулироваться только гражданским законодательством, которое содержит четко определенные положения, предусматривающие «разумное и пропорциональное возмещение ущерба».
7. Подчеркивают, что публичные лица должны быть не менее, а более терпимы к критике, отчасти потому, что необходима свободная дискуссия по вопросам, представляющим общественный интерес.
8. Отмечают важность права на доступ к информации и призывают правительства способствовать более свободному и широкому распространению информации.
9. Подчеркивают, что при переходе с аналогового на цифровое вещание, национальным регуляторам необходимо предпринять практические шаги по расширению плюрализма контента и предотвращению концентрации собственности вещательного имущества.
10. Следуя примеру Кыргызстана, призывают законодателей и правительства создать общественное вещание, как ключевую составляющую национальной системы СМИ, продвигающую плюрализм мнений и свободу средств массовой информации, и с этой же целью способствовать переходу государственных СМИ (служащие интересам правительств) в общественный формат вещания (служащие интересам общества).
11. Призывают правительства поощрять развитие частных СМИ, способствовать честной конкуренции на медиа рынке и избегать государственного вмешательства в медиа контент.
12. Подчеркивают, что для улучшения условий работы журналистов, властям необходимо благожелательно рассматривать запросы иностранных журналистов о выдаче виз.
13. Отмечают важность эффективных механизмов саморегулирования, таких как советы прессы и омбудсмены. Они должны быть образованы в рамках консультативного и инклюзивного процесса, и должны быть независимы от государственных интересов.
14. Призывают правительства повышать качество журналистского образования и Интернет-грамотности населения.
15. Подчеркивают важность дальнейшего проведения центральноазиатских конференции СМИ, организованных Бюро Представителя ОБСЕ по вопросам свободы СМИ, и рекомендуют предпринять дальнейшие шаги по определению четких механизмов оценки эффективности рекомендаций, ранее принятых на конференциях, для обеспечения большего влияния на свободу СМИ в регионе.
Источник: сайт Представителя ОБСЕ по вопросам свободы СМИ (http://www.osce.org/fom/104110)