Ротенберг стал «Голосом» «Первого»

 Аркадий Ротенберг выкупил 51% группы «Красный квадрат» у ее президента Ларисы Синельщиковой. Группа производит почти 90% всех программ и передач для «Первого канала», включая «Голос», «Минуту славы» и «Модный приговор». Сделка была «продиктована ясным пониманием растущей значимости контента», объяснил представитель Ротенберга.

К финальному согласованию сделки стороны пришли 3 апреля, говорится в сообщении «Красного квадрата». Председатель совета директоров СМП Банка Аркадий Ротенберг приобрел по 51% в компаниях, образующих группу: отвечающее за техническую поддержку съемок ООО «Красный квадрат», рекламное агентство ООО «Мандарин», поддерживающее проекты в Интернете ООО «Гранат» и дистрибьютора ООО «Изюм». Единственным владельцем всех компаний в сообщении была названа основатель «Красного квадрата» Лариса Синельщикова. До сих пор считалось, что этот бизнес не чужой генеральному директору «Первого канала» Константину Эрнсту: Синельщикова — его бывшая гражданская жена и соратница.

По собственным данным «Красного квадрата», совокупная выручка его компаний в 2013 году достигла 9,1 млрд руб., чистая прибыль не названа — указано только, что она выросла по сравнению с 2012 годом на 28%. По данным СПАРК, в 2012-м она составляла 70,9 млн руб., то есть по итогам прошлого года могла равняться 90,7 млн руб. Гендиректор «Красного квадрата» Илья Кривицкий утверждает, что оценка бизнеса для сделки оказалась «выше рынка».

В 2011 году холдинг « Газпром-М едиа» купил 74,99% компании Comedy Club Production (сотрудничает только с телеканалом ТНТ) за 350 млн долл. По данным СПАРК, выручка Comedy Club Production по итогам 2011-го достигала 1,8 млрд руб., чистая прибыль — 18,3 млн руб. Аналитик Райффайзенбанка предположил, что « Красный квадрат» мог быть продан примерно за 500 млн долл.

« Красный квадрат» был образован на базе телекомпании ВИД в 2007 году. Сама Синельщикова в 1998 году была генеральным директором ВИДа и даже его мажоритарным акционером, уточняется в сообщении « Красного квадрата» . По данным исследовательской компании KVG Research, в 2012 году « Красный квадрат» являлся крупнейшим в России производителем телеконтента. Для « Первого» он выпускал такие хиты, как шоу « Голос» , « Минута славы» , « Большие гонки» , « Повтори!» , « Две звезды» , « Давай поженимся!» , « Угадай мелодию» , « Модный приговор» , « Наедине со всеми» , « Идеальный ремонт» , « Время обедать!», всего — примерно 90% всех программ и передач телеканала. По информации собеседника РБК в другой телекомпании, на одну программу «Первый канал» мог тратить до 800 тыс долл.

Официальный представитель Ротенберга Андрей Батурин утверждает, что для предпринимателя медиабизнес не новый рынок. Известно, например, что в сентябре 2013 года Ротенберг вошел в совет директоров издательства «Просвещение» . «Решение о приобретение контрольного пакета «Красного квадрата» продиктовано ясным пониманием растущей значимости контента для современных медиа, и безусловно нужно делать ставку на лучших и первых» , — говорит Батурин. По его мнению, бизнесмен, будучи членом исполкома спортивных федераций «СпортАккорд» , сможет способствовать продвижению разных видов спорта на телеканалах.

«Это пассив, а не актив, — говорит про « Красный квадрат» топ-менеджер медийной компании. — Лариса [Синельщикова] уже было отчаялась продать бизнес» . Телевизионный продакшн — это люди, пояснил он, разойдутся люди, а с ними «исчезнут» и проекты. Впрочем, чтобы застраховаться от этого, сумма сделки часто выплачивается продавцам в течение нескольких лет. По информации топ-менеджера, владельцы «Красного квадрата» долго и безуспешно пытались продать бизнес структурам Юрия Ковальчука, Национальная медиа группа которого владеет 25% «Первого канала» . Но ситуация вдруг переменилась, объясняет менеджер: чиновники, попавшие под санкции США, Канады и Евросоюза, в том числе Аркадий Ротенберг, «пытаются вложить бешеные деньги хоть куда-то в России» . «В ближайшее время нам предстоит увидеть еще немало подобных сделок» , — прогнозирует он.

На «Первом канале» не стали комментировать, повлияет ли смена владельца «Красного квадрата» на дальнейшее сотрудничество компаний.

«Есть несколько причин для такой сделки, — рассуждает представитель компании, производящей контент для крупных телеканалов. — Первая — это желание расплатиться с людьми за удачно проведенные Олимпийские игры, вторая — это бонус руководству «Первого» перед тем, как оно уйдет в отставку» . Впрочем, другой собеседник РБК, известный в телеиндустрии, утверждает, что «ситуация в стране не предполагает отставки Константина Эрнста или Олега Добродеева» , «это еще сто лет будет обсуждаться, но случится очень не скоро» .

Катерина Китаева, Юлия Ярош

Источник: http://rbcdaily.ru/media/562949991078262