Розлана Таукина: У нас наступил дефицит независимой прессы
Директор правозащитного фонда «Журналисты в беде» Розлана Таукина в интервью Азаттыку говорит, что в Казахстане усиливается вытеснение из информационного поля СМИ, которые критикуют власти. Из 10 уцелевших с прошлого года оппозиционных изданий на сегодняшний день осталось лишь несколько.
«В ЭТОМ ГОДУ - САМАЯ ХУДШАЯ СИТУАЦИЯ»
Азаттык: Госпожа Таукина, сколько в Казахстане осталось оппозиционных и независимых СМИ?
Розлана Таукина: В Казахстане особенно в последний год произошло резкое уменьшение СМИ, которые оппонируют власти. Ведь на самом деле это главная задача прессы - всегда оппонировать власти, чтобы она лучше работала, чтобы контролировать ее действия в интересах населения. Но такой прессы в Казахстане становится всё меньше. Еще в прошлом году было десять таких из трёх тысяч СМИ, которые существуют в Казахстане. Я говорю только о печатных СМИ. Сейчас осталось буквально три-четыре газеты. Это «Общественная позиция», «Трибуна»/«Саясат аланы», «Алтын гасыр», который публикуется в западных регионах, и «Жас Алаш», одно из самых сильных изданий с массовой подпиской. Это практически те, которые сегодня выжили.
Азаттык: Какие методы используют власти против независимой прессы и какие из них новые?
Розлана Таукина: Власть борется чаще самыми доступными ей методами. Это ужесточение законодательства. Вводятся всё более регулирующие и всё более жесткие санкции в отношении прессы. В последнее время популярным становится предъявлять взыскания по выходным данным. Это какие-то мелкие технические блохи. Если даже тираж газеты чуть-чуть занижен, это вообще никакого ущерба государству не несёт, но из-за это газету могут закрыть.
Азаттык: Существуют ли более современные, сравнительно новые методы, которые появились с развитием Интернета? К какой категории можно отнести запуск зеркальных сайтов, появление наёмных комментаторов, блогеров?
Розлана Таукина: Эти методы давно появились. Давно знаем, что в КНБ есть специальный отдел, который мониторит прессу, Интернет, телевидение и радио. Они занимаются нейтрализацией информации. Профессионалы-комментаторы, которые под разными никами пишут, иногда могут даже подвести сайт к закрытию, только потому что будут употреблять нецензурные выражения, призывать к насилию или свержению конституционного строя. Не исключаю, что среди гражданского населения тоже могут быть такие. В любом случае всё вместе это ставит под колоссальную угрозу уничтожения и запрета на выражение собственного мнения.
Азаттык: Какие события повлияли на ситуацию со свободой слова с начала этого года?
Розлана Таукина: Я скажу о событиях за последний период. Во первых, жанаозенские события. Во-вторых, украинские события, в том числе российские. То, что они легко смогли собрать на Болотной площади по сто тысяч людей через социальные сети; то, что происходило на Майдане; то, что сейчас происходит в Восточной Украине, - это всё влияет на то, что действующая власть в Казахстане не хотела бы повторения этих событий. Они предотвращают возможность организаций акций протеста, на какое-то организованное действие, на какое-то собрание людей в большом количестве, которые начнут протестовать и потом их уже не остановить.
Поэтому власть применяет огромные усилия, в том числе ужесточает законодательную базу, вводя туда запретительные санкции на митинги, на собрания, на слухи и на СМИ. Они вводят карательные меры по закрытию всевозможных общественных организаций, религиозных сект, СМИ, тех, кто не лоялен к действующей власти, кто позволяет себе какую-то критику и пытается оппонировать власти.
МАЛЕНЬКИЙ ОАЗИС СВОБОДЫ
Азаттык: Смогут ли власти заставить прессу совсем замолчать?
Розлана Таукина: У нас появилось невиданное количество демократических сайтов. Очень много сайтов в Интернете, где можно прочитать альтернативную информацию. Не скажу, что все они - оппоненты власти, но по крайней мере
время от времени там появляются критические статьи. Сайты все равно продолжают жить и хоть как-то вносить свою долю, лепту в плюрализм в нашем обществе.
Азаттык: Знает ли казахстанское общество истинную ценность свободы слова?
Розлана Таукина: К счастью, в Казахстане сформировалось удивительная читательская аудитория, которая желает получать альтернативную информацию. Ей необходима такая информация, которая удовлетворит её критическое мышление. Именно поэтому дефицит прессы, который оппонирует власти, налицо.
К сожалению, наше население и сама журналистская сфера не доросла до такого уровня солидарности, чтобы вставать на защиту газет. Всё проглатываем, потому что рефреном звучит: «Главное - спокойствие, не надо никаких волнений. Все молчите». И все молчат. Молчат, терпят. Не знаю, до какого времени, но в любом случае сегодня общество пассивно реагирует на то, что уменьшается сфера свободы слова, уменьшается до маленького оазиса по всей стране.
Источник: http://rus.azattyq.org/content/svoboda-pressy-kazakhstan/25370224.html